Дорожный сезон в России начался, причем во многих регионах из-за мягкой зимы в этом году даже раньше, чем прежде. Для дорожников сейчас горячая пора – нужно обследовать вышедшие из-под снега автомагистрали и искусственные сооружения на них, что позволит планировать дальнейшие работы по содержанию и ремонту. О том, как это делают на объектах государственной компании «Российские автомобильные дороги» рассказал генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константин Могильный.
- Константин Витальевич, состоянию парка искусственных сооружений Минтрансом России уделяется сегодня особое внимание, недавно была принята программа, направленная на реконструкцию и ремонт мостов и путепроводов в регионах России. Что изменилось или меняется в подходах к оценке состояния искусственных сооружений на сети, подведомственной госкомпании «Автодор»?
- На дорогах госкомпании, как и на федеральных автомобильных дорогах, действует система, основанная на периодической оценке технического состояния искусственных сооружений и водопропускных труб. Разработана специальная база данных – Автоматизированная информационно-аналитическая система по искусственным сооружениям АИС ИССО-Н.
В этой системе хранятся все технические данные искусственных сооружений, фотографии их общих видов и дефектов с отметками об устранении, чертежи и другая информация, которую используют при планировании работ по содержанию и ремонтам. Сейчас в базе содержатся сведения более чем по 1000 мостовых сооружений, а с этого года мы заносим в базу информацию по водопропускным трубам, которых по состоянию на конец 2019 года насчитывается более 4 тысяч.
По результатам регулярно проводимых мероприятий по оценке состояния сооружений принята трехлетняя программа по планово-предупредительным работам, ремонту и капитальному ремонту искусственных сооружений.
Не секрет, что срок эксплуатации можно продлить, правильно эксплуатируя сооружения и вовремя проводя регламентные работы. Здесь нет ничего нового. В части искусственных сооружений это водоотвод, содержание деформационных швов, опорных частей и т.д. Все прописано в соответствующих документах и строго соблюдается.
- Расскажите о системе АИС ИССО-Н. Как давно она действует? Каковы ее задачи и результаты? Какие действия
вкладываются в понятие «управление содержанием искусственных сооружений на автомобильных дорогах»?
– Система АИС ИССО-Н действует на дорогах госкомпании в течение последних 5 лет. К задачам АИС ИССО-Н относится хранение, систематизация и актуализация большого количества технической информации. В рамках аналитики, которую можно делать в этом программном продукте, осуществляется планирование работ по содержанию и ремонтам, плановой и приемочной диагностике. После заполнения соответствующих форм АИС ИССО-Н позволяет производить автоматизированные инженерные расчеты для оценки возможности пропуска по сооружениям тяжеловесных колесных нагрузок – потребность в таких пере- возках часто возникает у энергетиков, нефтяной и газовой отраслей. Управление содержанием искусственных сооружений – это комплекс мероприятий, нацеленный на эффективное поддержание сооружений в нормативном состоянии в течение всего срока их службы. База АИС ИССО-Н предоставляет участникам этих процессов необходимую информацию об актуальном состоянии сооружений.
- А каково состояние искусственных сооружений на подведомственной госкомпании сети дорог? Как часто проводится диагностика, есть ли особенности в части планирования ремонтов?
- Согласно действующим стандартам диагностику проводят специализированные организации с периодичностью один раз в пять лет. Кроме того, подрядные организации, осуществляющие работы по содержанию сооружений, проводят мероприятия по надзору, который включает текущие осмотры для своевременного выявления отклонений – один раз в 10 дней, и весенне-осенние осмотры для планирования и приемки работ по содержанию – два раза в год.
Такая система позволяет оперативно выявлять критические дефекты и прогнозировать состояние сооружений.
В подавляющем большинстве сооружения на наших дорогах имеют оценку «удовлетворительно» и выше. Но есть сооружения и в неудовлетворительном состоянии. Это связано с исчерпанием ресурса многих из тех, что построены в советское время. Такие сооружения известны, они на контроле, и все их дефекты описаны. Но их единицы, и работы по ним планируются в приоритетном порядке. Как пример своевременно предпринятых действий можно привести ре-
конструкцию правого моста через реку Северский Донец на 931-м километре автомагистрали М-4 «Дон», который был построен в 1966 году. Решение о реконструкции было принято в апреле 2019 года на основании текущего осмотра и последующего специального обследования. Чтобы не допустить аварийной ситуации, движение по правому мосту было перекрыто, а по левому – организовано реверсивное движение.
При этом временно поток легкового транспорта перенаправили через на- плавной мост и приступили к постройке временного двухполосного моста. Уже в июле 2019 года этот мост введен во временную эксплуатацию. Интересный факт: для постройки временного моста были использованы конструкции разобранного технологического моста, возведенного для строительства Керченских мостов. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы для
нового постоянного правого моста.
- В основных направлениях деятельности ООО «Автодор-Инжиниринг» в области диагностики искусственных сооружений есть пункт «разработка современных методик по отдельным направлениям оценки состояния сооружений». Расскажите об этих методиках.
– В части оценки технического состояния сооружений мы развиваемся в трех основных направлениях.
Первое направление – применение современного оборудования. Мы оснащены базовым оборудованием для проведения измерений и исследований конструкций и материалов в рамках работ по диагностике сооружений. В настоящее время
закупаем новые инструменты для более точной, глубокой оценки состояния конструкций, в частности, сканер арматуры и томограф бетона. Использование этих приборов позволит нам получить изображение и оценить состояние арматурных стержней на предмет коррозии и бетона на предмет наличия скрытых глубоких дефектов (полости, разуплотнения и т.п.). С некоторыми производителями мы сотрудничаем. В частности, один из производителей датчиков для испытаний мостов разработал по нашим рекомендациям новую, более точную и стабильно работающую модель.
Второе направление – формирование единого информационного пространства по эксплуатации искусственных сооружений. В нашей беседе мы упоминали диагностику, текущие и периодические осмотры. Отчетными материалами этих мероприятий являются соответственно паспорт сооружения, запись в Журнале осмотров, запись в Книге искусственного сооружения.
Представьте себе, до недавнего времени все эти документы формировались исключительно в печатном виде. С этой информацией должны работать госкомпания, наша организация, проектировщики, расчетчики, сметчики, подрядные организации по содержанию и подрядчики по ремонту.
Разумеется, ни у кого из них никогда не было полного и актуального набора этих документов. Как в этих условиях управлять эксплуатацией?
Пять лет назад, при внедрении АИС ИССО-Н, мы начали заменять бумажные паспорта на массив данных в этой базе. В 2018 году в рамках мероприятий по обеспечению бесперебойного функционирования транспортной инфраструктуры при проведении чемпионата мира по футболу – мы апробировали мобильное приложение по текущим осмотрам для сооружений в неудовлетворительном состоянии. Мы установили его на смартфоны подрядчиков по содержанию, которые ежедневно проводили осмотры. Данные со смартфонов автоматически синхронизировались с АИС ИССО-Н – даже в отсутствие мобильной связи непосредственно на сооружении.
Особенность приложения – привязка к координатам ГЛОНАСС/GPS не позволяет делать запись о состоянии и фотографии сооружения, если сотрудник со смартфоном не находится непосредственно на нем. Так мы избавляемся и от бумажных Журналов осмотров, и попутно решаем актуальную для нас проблему «человеческого фактора».
С 2019 года текущие осмотры – один раз в 10 дней – все подрядчики проводят только с использованием мобильного приложения. В настоящее время мы решаем организационно-методическую задачу по замене бумажных Книг сооружений, заполняемых в ходе весенне-осенних осмотров, на внесение информации в АИС ИССО-Н.
Третье направление – обучение работников отрасли и студентов вузов современным методам оценки состояния и осмотров сооружений. Старые мето-
дики по надзору за состоянием мостов были разработаны еще в восьмидесятых годах и давно перестали вписываться в современную практику. В процессе внедрения АИС ИССО-Н и мобильного приложения мы разработали методику
и иллюстрированное пособие по проведению текущих осмотров. Уже пять лет мы проводим первичное и один раз в год повторное обучение сотрудников го-
скомпании и подрядных организаций по методическим и техническим аспектам использования АИС ИССО-Н, а теперь и мобильного приложения.
Не могу не отметить, что долговечность и надежность дорог и искусственных сооружений во многом обеспечиваются качеством работ по содержанию и ремонту. В настоящее время мы ведем строительный контроль на более чем 100 объектах, и это не только искусственные сооружения, но и автомобильные дороги, причем в текущем году мы видим рост по объему строительного контроля. ООО «Автодор-Инжиниринг» выполняет все работы собственными силами, и мы в этом году увеличиваем штат работников, которые этим занимаются, чтобы вовсе отказаться от услуг сторонних организаций.
И здесь своей постоянной задачей мы видим повышение качества строительного контроля, культуры производства. На мой взгляд, здесь заложены основные резервы, которые еще далеко не исчерпаны. В этом смысле госкомпанией одобрена программа инвестиций, направленная на развитие собственной лабораторной базы, которая будет использоваться для осуществления строительного контроля. В этом году мы надеемся получить довольно значительную партию передвижного или полупередвижного лабораторного оборудования, которое будет уже в этом году работать на наших объектах.
Также большие резервы видим в развитии приборов неразрушающего контроля. Речь идет о внедрении оборудования, которое широко известно во всем мире, но, к сожалению, по разным причинам пока не используется на территории Российской Федерации. Это наше небольшое ноу-хау.
– Существуют ли специальные рецепты асфальтобетонных смесей для строительства ездового полотна мостов? Каковы современные решения в части устройства деформационных швов и подходов к мостам?
– В качестве приоритета для строительства ездового полотна искусственных сооружений госкомпания рассматривает литой асфальтобетон, который имеет нулевую водопроницаемость и хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Применение его как на ездовом полотне, так и на подходах к мостам, по нашему мнению, обеспечивает надежную эксплуатацию этих сооружений.
Что касается деформационных швов, то здесь действительно есть вопросы, связанные с применением продукции иностранного производства, компонентов, которые к нам приходят из-за границы. В этой части мы также планируем активно
взаимодействовать с отечественными производителями, которые поставляют не уступающие по своим характеристикам мастики и другие наполнители, с тем чтобы исключить зависимость от зарубежных поставок. Это касается и открытых деформационных швов. Иными словами, взят курс на импортозамещение.
– Можно выделить современные тенденции в области строительства крупных искусственных сооружений?
– Здесь все довольно консервативно: это предварительно напряженный сборный железобетон – как конструкция, которая хорошо себя зарекомендовала; сталежелезобетонные пролетные строения и т.д. С точки зрения увеличения ресурса стоит ожидать развития технологий и материалов, например, антикоррозийных составов или мастик. Для больших сооружений будет, конечно, применяться индивидуальное проектирование.
Так, например, в рамках ЦКАД построен мост через канал им. Москвы в Дмитровском районе – это одно из новых интересных сооружений. В рамках коридора Европа – Западный Китай запланировано несколько внеклассных
мостов через Оку и Волгу. Что же касается в целом дорог и искусственных сооружений, основная тенденция – в спросе на новые и эффективные технологии, которые реально, а не декларативно повышают надежность и долговечность конструкций; удешевляют и ускоряют их строительство и ремонт. И основная задача здесь, на мой взгляд, – создание инструмента по сбору и обмену информацией о таких материалах и технологиях, производителях, экспертах, опыте применения.
– Как повлиял на деятельность ООО «Автодор-Инжиниринг» так называемый коронакризис?
– Слава Богу, все наши сотрудники здоровы. Специалисты на местах работают, продолжают выполнять свои обязанности по строительному контролю, ведутся также работы по диагностике, например, на М-11 «Нева», на М-3 «Украина», на
М-1 «Беларусь», на М-4 «Дон». Как вы, наверное, уже заметили из беседы, мы постоянно внедряем в наши рабочие процессы информационные технологии, поэтому организация работы большей части сотрудников посредством удаленного доступа не стала для нас проблемой.
Беседовал Владимир Маров
Предлагаем Вашему вниманию интервью генерального директора ООО "Автодор-Инжиниринг" Константина Могильного журналу "Автомобильные Дороги"
10 июля 2020
Екатерина Курова
Короновирус – НЕ помеха
Дорожный сезон в России начался, причем во многих регионах из-за мягкой зимы в этом году даже раньше