В ходе выполнения комплекса мероприятий особый акцент был сделан на определении точности и правильности измерений температур в разных слоях дорожной конструкции при измерениях установкой определения динамической чаши прогиба FWD.
Оценка воспроизводимости результатов измерений определялась по коэффициенту вариации, включающего в себя: расчет среднего значения температуры, фиксируемой установкой, и коэффициент вариации для каждой точки измерений и для всего измерительного участка.
Указанный подход позволяет определить:
- сходимость результатов в каждой точке измерений;
- воспроизводимость результатов, полученных разными установками;
- разброс результатов по точкам измерений (коэффициент вариации).
Подробные характеристики слоев (модули упругости каждого конструктивного слоя) дорожной одежды, в большинстве случаев, необходимы для разработки конкретных мероприятий по переустройству дорожной одежды. Методика расчета модуля упругости слоев дорожной конструкции по чаше прогиба разрабатывается АНО «НИИ ТСК», исходя из существующих в Российской Федерации реалий, когда толщины слоев и их характеристики на большинстве существующих автомобильных дорог неизвестны или трудноопределимы.
Кроме того, нормативные документы, разработанные в последние годы, по регламентированию методики измерений оценки прочности конструкции, содержат разрозненные требования к методу измерений по чаше прогиба и применяемому оборудованию.
По мнению специалистов ООО «Автодор-Инжиниринг», принимавших активное участи в серии испытаний, разработка и последующее внедрение единой комплексной методики расчета фактических модулей упругости конструктивных слоев дорожной одежды с использованием параметров чаши прогиба позволит решать следующие задачи:
- проведение комплексных полевых испытаний на существующих конструкциях дорожных одежд автомобильных дорог различных категорий с целью оценки влияния различных факторов на величину прогиба в центре чаши и на ее конфигурацию;
- исследование влияния температуры и толщины связных слоев на величину прогиба в центре чаши и на её конфигурацию;
- исследование влияния параметров динамического воздействия на величину прогиба в центре чаши и на её конфигурацию с оценкой состояния дорожных конструкций;
- определение местоположения ослабленных зон в дорожной конструкции и оценка их влияния на модуль упругости на поверхности покрытия.
Консолидированные результаты испытаний ООО «Автодор-Инжиниринг» и АНО «НИИ ТСК» запланированы к рассмотрению в Федеральном дорожном агенстве в декабре 2020 года.
«Автодор-Инжиниринг» и методика оценки прочности нежестких дорожных одежд
23 ноября 2020
Екатерина Курова
В октябре 2020 года представители ООО «Автодор-Инжиниринг» приняли участие в заключительной серии испытаний по определению несущей способности дорожной одежды участка на 60 километре скоростной автомобильной дороги М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург) в рамках разработки АНО «НИИ ТСК» стандарта, регламентирующего методику оценки прочности нежестких дорожных одежд, для определения прочности конструкции в целом и отдельных конструктивных слоев.