Технические средства реализации технологии комплексных цифровых дефектных ведомостей для объектов ремонта автомобильных дорог

С 2018 года Государственной компанией «Автодор» осуществлен переход на формирование комплексных цифровых дефектных ведомостей и разработку сметных расчетов для всех объектов ремонта ее автомобильных дорог. Данная технология позволяет вдвое снизить объём проектной документации и значительно сократить время ее подготовки при более высоком уровне достоверности.

На этапе определения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и построения цифровой модели покрытия ООО «Автодор-Инжиниринг» использует уникальную отечественную диагностическую лабораторию «Трасса-ЦМП». Построение цифровой модели покрытия обеспечивается с помощью 12-и измерительных систем (включая профилометр и систему измерения колейности), также производится фиксация дефектов от 1 мм. Дополнительно лаборатория оснащается приемником и базовой станцией ГЛОНАСС ГНСС с панорамной видеокамерой и представляет собой прототип системы машинного зрения (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Передвижная лаборатория «Трасса-ЦМП»

Передвижная лаборатория «Трасса – ЦМП» дополнительно к комплекту диагностического оборудования (Рисунок 2) оснащается:

  • приемником (1) и базовой станцией ГЛОНАСС ГНСС (2),

  • панорамной видеокамерой (3) (представляет собой прототип системы машинного зрения).

Рисунок 2 – Оборудование лаборатории «Трасса-ЦМП» для построения цифровой модели покрытия

Лазерные 2D сканнеры (Рисунок 3) предназначены для получения высотных отметок поперечных сечений покрытия с заданным шагом измерения. Лазеры смонтированы на единой консоли дорожной лаборатории и обеспечивают ширину захвата каждого из сечений не менее чем на 3,5 м.

Рисунок 3 – Лазерные 2D сканеры (Профилометры)

Работы по записи данных поверхности осуществляются программно-измерительным комплексом «Дорога-ПРО» (Рисунок 4). Одновременно с формированием ЦМП возможна запись характеристик: геометрических параметров автомобильной дороги, географических координат проезда, видеодефектовки покрытия, видеосъёмки.

Рисунок 4 – Интерфейс ПИК "Дорога-ПРО"

Проезд лаборатории осуществляется по полосам движения обследуемого участка в зоне действия GPS-системы не дальше 10 км от базовой станции. Проезды выполняются таким образом, чтобы обеспечить перекрытие полос движения между собой на 10-15 см. Скорость движения для достижения максимальной точности должна составлять не более 30 км/час. Во время измерений оператор на экране монитора контролирует работу измерительных датчиков.

Затем осуществляется загрузка данных в программный модуль «Цифровая модель поверхности» и выполняется «склейка» полученных профилей в единую цифровую модель дорожного покрытия. Итоговая модель в виде набора трехмерных координат или с привязкой к выбранной системе координат передаётся в текстовый формат XYZ или бинарный формат.

Результатом работы данной измерительной системы является высокоточная модель поверхности дороги. Полученная модель может быть использована в программах для проектирования ремонтов, расчета таких параметров, как объем выравнивающего слоя, высотные отметки дороги и структурные линии кромок покрытия.