Предложения ООО «Автодор-Инжиниринг» по совершенствованию системы управления состоянием автомобильных дорог Государственной компании «Автодор»

Государственной компанией «Автодор» с января 2015 г. введена в действие и реализуется система управления состоянием автомобильных дорог на основе оценки их остаточного ресурса. Практический опыт эксплуатации автомобильных дорог подтвердил высокую эффективность и технологические преимущества такого подхода.

Специалистами отдела мониторинга и оценки состояния автомобильных дорог ООО «Автодор-Инжиниринг» определены необходимые дополнения для включения системы управления состоянием автомобильных дорог в действующие концессионные и долгосрочные инвестиционные соглашения, заключенные до 2015 г., подготовлены и направлены в адрес Государственной компании «Автодор» предложения по внедрению системы.

В частности, повышение сроков службы дорожной одежды до капитального ремонта до 24 лет, а ремонтов – до 12 лет увеличивает роль мероприятий, предупреждающих разрушения дорожных одежд путем устройства слоев износа (защитных слоев), и требует дополнения успешно функционирующей системы оценки остаточного ресурса дорожной конструкции, надежностно-ориентированной методикой обеспечения сохранности (reliability-centered maintenance) .

Основным критерием, определяющим необходимость выполнения ремонтных работ и работ по устройству слоев износа, является момент наступления предотказного состояния, что позволит назначать превентивные мероприятия по обеспечению требуемого транспортно-эксплуатационного состояния, а соответственно, и обеспечению требуемых сроков службы за счет оптимальной стратегии сохранности дорожных одежд.

В качестве основных показателей, характеризующих состояние дорожной одежды предлагается принять интегральный уровень сохранности Pсохр и коэффициент предотказного состояния Pпред, определяемые с учетом оценки прочности, продольной ровности, визуальной оценки по формуле:



(1)



где:

-доля протяженности участка с неудовлетворительной прочностью (отказ);


-доля протяженности обследованного участка с неудовлетворительной ровностью (отказ);


-доля протяженности обследованного участка с неудовлетворительным средним баллом по визуальной оценке (отказ).

При значениях интегрального уровня сохранности ниже 0,5 необходимо выполнение комплексного динамического мониторинга для определения причин ухудшения состояния дорожной конструкции, и капитального ремонта.

Если Pсохр>0,5, то производится расчет коэффициента предотказного состояния по формуле:



(2)



где:

– доля протяженности участка в предотказном состоянии по прочности;


– доля протяженности обследованного участка в предотказном состоянии по ровности;


– доля протяженности обследованного участка в предотказном состоянии по визуальной оценке.

При Kпред<0,5 назначается выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на основе цифровых ведомостей дефектов, а также комплексный динамический мониторинг для установления сметных объемов работ. При Kпред>0,5 назначается выполнение работ по устройству слоев износа (защитных слоев).

Таким образом, проведение работ по оценке остаточного ресурса нежестких дорожных одежд с учетом интегрального уровня сохранности Pсохр (уровень сохранности) и коэффициента предотказного состояния Kпред позволит планировать работы по капитальному ремонту, ремонту и устройству слоев износа