Конференция «Внедрение инноваций – основа развития магистральных автомобильных дорог»
(г. Ростов-на-Дону, 24-25 ноября 2016 г.)

Интервью Генерального директора ООО «Автодор-Инжиниринг» С.К. Илиополова на открытии Центра Инновационных Компетенций «ДорИнжСервис» в городе Азов

24 – 25 ноября 2016 года в городе Ростове-на-Дону, в отеле «Don-Plaza» прошла конференция «Внедрение инноваций – основа развития магистральных автомобильных дорог» для действующих и потенциальных подрядчиков сегмента малого и среднего бизнеса, участвующих в развитии дорожного хозяйства. Организатором мероприятия выступила Государственная компания «Российские автомобильные дороги» совместно с ООО «Автодор-ТП» и при участии ООО «Автодор-Инжиниринг». В ходе круглого стола обсуждались следующие ключевые вопросы:

  • дорожная деятельность Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в фокусе региона;
  • внедрение и развитие инновационной политики Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
  • внедрение технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»;
  • перспективные технологии и решения в области организации и безопасности дорожного движения;
  • качество проектирования и строительства дорожных конструкций;
  • специфика требований к исходным дорожно-строительным материалам с учётом действующих и новых нормативно-технических документов;
  • полимерно-дисперсно-армированные асфальтобетоны, их преимущества и отличительные особенности;
  • современные методы испытаний асфальтобетонов, включая испытания по СТО АВТОДОР 2.18-2015 «Требования к показателям физико-механических свойств асфальтобетонов для устройства нижних слоев покрытий и слоев оснований дорожных одежд»;
  • методы исследования дорожных конструкций по СТО АВТОДОР 10.9-2016 «Системы мониторинга накопления остаточных деформаций, тепло-влажностного режима, напряжений и давления в элементах дорожных конструкций»;
  • полимерно-модифицированные битумы. Технические условия по СТО АВТОДОР 2.30-2016.

В первый день на пленарном заседании с докладом на тему «Инновационность и комплексность – основа технической политики Государственной компании» выступил Генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» профессор, д-р техн. наук Илиополов Сергей Константинович.

В докладе были рассмотрены вопросы комплексного подхода к инновациям, применяемым на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор», проведено сравнение конструкций дорожных одежд, используемых на дорогах Федеративной Республики Германии и Российской Федерации, рассказано о системах управления состоянием автомобильных дорог и о других ключевых вопросах по теме доклада.

Во второй день в рамках круглого стола состоялся семинар на тему «Особенности технологии приготовления и укладки асфальтобетонов Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Современные методы исследования асфальтобетонов». Со своим докладом «Комплексный подход к управлению состоянием автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» выступил заместитель начальника отдела мониторинга и оценки состояния автомобильных дорог ООО «Автодор-Инжиниринг» канд. экон. наук Целковнев Дмитрий Александрович.

В течение доклада Дмитрий Александрович рассмотрел вопросы обработки и согласования результатов диагностики автомобильных дорог и мониторинга дорожных конструкций, представил сводную модель данных автомобильной дороги для определения участков ремонтных мероприятий, предложил алгоритм оценки экономической эффективности стратегий ремонтных мероприятий.

Подробней с докладами сотрудников нашего Общества, а также с докладами других участников круглого стола «Внедрение инноваций – основа развития магистральных автомобильных дорог» можно ознакомиться по следующей ссылке.

Другим значимым событием стало подписание шестистороннего Соглашения о сотрудничестве между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», Обществом с ограниченной ответственностью «ДорИнжСервис», Обществом с ограниченной ответственностью «Донской камень», Открытым акционерным обществом «Группа Строительных Компаний «ДОН», Обществом с ограниченной ответственностью «ДорНИИ», Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Донской государственный технический университет».

В рамках данного Соглашения в городе Азов состоялось открытие Центра Инновационных Компетенций «ДорИнжСервис», оснащенного самым современным отечественным и зарубежным оборудованием в области дорожно-строительных материалов и органических вяжущих, осуществляющим комплекс испытаний по всей номенклатуре показателей, предусмотренных нормами технического регулирования и регламента Таможенного Союза, стандартов Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и передовых зарубежных методик а также обладающим высококвалифицированными специалистами и научным потенциалом.

Коллектив центра представлен молодыми учеными, сотрудниками института проблем дорожно-транспортного комплекса и кафедры Автомобильных дорог Донского технического университета.

Отличительной особенностью Центра Инновационных Компетенций «ДорИнжСервис» является оснащенность лабораторным оборудованием, позволяющим проводить испытания дорожно-строительных материалов и вести исследовательскую деятельность практически по всем методологиям как России, так и стран Запада, включая методологию «SuperPave». Центр имеет уникальное оборудование, что дает возможность стать первопроходцами в области современного исследования Российских дорожно-строительных материалов.

Структура центра представлена тремя лабораториями, за каждой из которых закреплено от трех до пяти высококвалифицированных сотрудников. Первый этаж представлен лабораториями минеральных и композиционных материалов, а на втором этаже расположена лаборатория органических вяжущих, которые оснащены полным перечнем оборудования, необходимого для проведения испытаний и определения показателей физико-механических и физико-химических свойств по действующим нормативным документам на территории РФ.

Лаборатория минеральных материалов, в отличие от большинства лабораторий подрядных организаций, оснащена таким уникальным оборудованием, как установка Микро-Деваль, используемая для проведения испытаний на абразивный износ, определения механических и физических свойств крупных минеральных заполнителей.

Отличительной особенностью данного прибора от традиционного полочного барабана является воздействие агрессивной среды в виде воды, а так же большое количество шаров, которые интенсивнее истирают крупный минеральный заполнитель. В полном комплекте имеются сита с квадратной ячейкой размерами от 0,075 до 50 мм и от 0,063 до 39 мм, позволяющие определить гранулометрический состав и выполнить подборы асфальтобетонных смесей по предварительным национальным стандартам (ПНСТ), нормативным документам США, стандартам Таможенного Союза и EN.

В Лаборатории композиционных материалов среди прочего оборудования, особой гордостью для нас, является наличие уникальных приборов, с научной точки зрения, представленных в единичном экземпляре на территории РФ и даже за рубежом, например:

  • Прибор динамических испытаний ПДИ Государственной компании «Российские автомобильные дороги»: прибор предназначен для оценки устойчивости связных и несвязных дорожно-строительных материалов и асфальтобетонов к накоплению остаточных деформаций под воздействием динамических нагрузок. ПДИ позволяет спрогнозировать степень развития накопления остаточных деформаций в исследуемых материалах, определить их соответствие предельно допустимым требованиям в лабораторных условиях на этапе подбора и разработки составов исследуемых композиционных материалов;
  • Компактор роликовый CRT – RC – H2: прибор предназначен для приготовления образцов-плит из асфальтобетонной смеси для последующего испытания на колееобразование или усталостное трещинообразование. Прибор позволяет имитировать работу катка с фиксированием количества проходов и регулированием степени уплотнения образца-плиты, так же имеется возможность вибро-уплотнения. Данное изготовление образца приближено к естественному процессу уплотнения при строительстве автомобильных дорог;
  • Гиратор GYRATOR COMPACTOR 5850 TROXLER: прибор предназначен для приготовления цилиндрических асфальтобетонных образцов в гираторе (вращательном компакторе). Во время уплотнения непрерывно измеряется высота образца, вычисляется плотность смеси и процент пустот. Уплотнение асфальтобетонной смеси в гираторе является наилучшим, так как не происходит разлома (дробления) минерального материала, что в свою очередь может сказаться на структуре асфальтобетона, а следовательно на физико-механических показателях;
  • Прибор CTR-WTECO: прибор предназначен для испытания асфальтобетона на устойчивость к колееобразованию путем имитации движения реального автотранспортного средства по асфальтобетонному покрытию. Прибор позволяет определить глубину колеи и сделать вывод о сопротивлении конкретного асфальтобетона накоплению пластических деформаций. Особенностью данного прибора является непосредственная запись всех параметров испытания (температуры, нагрузки и деформации) на компьютер с последующей возможностью вывода графиков зависимостей;
  • Система СRT-SA4PT-BB четырехточечная: прибор предназначен для оценки усталостной долговечности асфальтобетона при испытании образца-балочки при изгибе. Прибор позволяет подвергать синусоидальному нагружению образцы в виде балочек при контролируемой деформации и различных температурах испытаний от - 25 °С до + 50 °С. Применение данной установки позволяет получить данные о сопротивлении различных типов асфальтобетонов к накоплению усталостных деформаций и разрушений под воздействием многоцикловой нагрузки. Стоит отметить что данный прибор является единственным на территории РФ;
  • Система CRT-PRALL COOPER: Прибор предназначен для оценки стойкости к истиранию шипованными шинами асфальтобетонного покрытия. Прибор CRT-PRALL выполняет испытание по Праллю, при котором цилиндрические образцы асфальтобетона диаметром 100 мм и высотой 30 мм испытываются при температуре 5°С. Образец подвергается абразивному действию 40 стальных шаров при вертикальном перемещении камер в течение 15 минут, имитируя проезд автомобильного колеса с шипованными шинами. Потеря объема образца в миллилитрах и массы является показателем стойкости к истиранию. Полученные данные могут свидетельствовать об интенсивности образования колеи износа на асфальтобетонных покрытиях. Это позволит подбирать составы и применять материалы, которые более устойчивы к данному абразивному воздействию. Совместно с представителями Шведской компании, являющимися разработчиком данной методики, было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве, с возможностью дальнейшей разработки нормативного документа, применяемого на территориях ЕС и РФ.
  • Лаборатория органических вяжущих наиболее оснащена, оборудование позволяет получать исследовательские данные, способствующие расширению научной базы. Помимо подрядных организаций за помощью в проведении испытаний в наш Центр Инновационных Компетенций обращаются нефтеперерабатывающие заводы.

Стоит выделить приборы, которые позволяют определить эксплуатационные, технологические, реологические и другие важные характеристики вяжущего, по методологии SuperPave, а самое главное назначить тип вяжущего в асфальтобетонных слоях с учетом как природно-климатического воздействия, так и воздействия транспортного потока. Они представлены:

  • Динамическим сдвиговым реометром Anton Paar MCR 302: прибор предназначен для оценки сложных реологических свойств битума или полимерно-битумного вяжущего, таких как фазовый угол сдвига и деформация. Полученные данные косвенно характеризуют степень влияния качества вяжущего на развитие пластических деформаций в асфальтобетоне. Данный реометр так же позволяет проводить измерения по методике MSCR (Multiple Stress Creep Recovery test), необходимые для оценки степени и эффективности модифицирования полимерами;
  • Реометр с изгибающей балкой BBR 3: прибор позволяет оценить низкотемпературные реологические свойства битумов или полимерно-битумных вяжущих в диапазоне температур от -40°С до +25°С, а также характеризует степень влияния качества вяжущего на развитие трещин в асфальтобетоне при низких температурах окружающей среды. Данный реометр является самым современным, и представлен в единичном экземпляре на территории РФ;
  • Прибор для проведения процедуры старения битума PRENTEX 9500 PAV SYSTEM: прибор позволяет оценить качество битумов или полимерно-битумных вяжущих, после 5-10 лет его эксплуатации в асфальтобетонных слоях дорожных конструкций. Печь PAV симулирует естественное старение вяжущих, под воздействием высокого давления и температуры, по ускоренному методу за 20 часов, и дает возможность прогнозировать срок службы асфальтобетонных слоев;
  • Прибор ABCD (Asphalt Binder Crack Device): прибор предназначен для определения низкотемпературных свойств органических вяжущих, например, такого, как устойчивость к низкотемпературному растрескиванию. Температура хрупкости не в полной мере учитывает низкотемпературные свойства вяжущих, и дает мало информации о их работе в асфальтобетонных слоях, хотя именно при низких температурах появляются трещины, ухудшающие прочность и целостность дорожных конструкций, сокращая в разы сроки их службы. Зная данные характеристики, можно подбирать вяжущее, исходя из климатических условий района применения, тем самым продлив жизненный цикл автомобильной дороги. На данный момент в мире выпущено около 20 приборов данного типа.

На сегодняшний день, в рамках испытаний дорожно-строительных материалов, Центр Инновационных Компетенций сотрудничает более чем с 20 организациями как со стороны заказчика, так и непосредственно с подрядчиками, среди которых Государственная компания «Российские автомобильные дороги», ООО «Автодор-Инжиниринг», ООО «РН-Битум», ООО «Трансстроймеханизация», ОАО «Автобан», ООО «Руслан-1», АО «Донаэродорстрой», ООО «Донской Камень», ООО «ДорНИИ», ЗАО «ШОССЕ», ООО «ТРАНС-РЕАЛ», Сальский битумный терминал, ООО «Битумное производство» и другие.

Наличие современного оборудования, а также высокий научный потенциал, дает огромный задел для проведения научно-исследовательских работ по изучению свойств дорожно-строительных материалов. Коллектив нацелен на проведение всех необходимых исследований, направленных на повышение качества применяемых материалов, совершенствования нормативно-технической базы, повышения квалификации сотрудников специализированных организаций. В планах Центра Инновационных Компетенций «ДорИнжСервис» проведение семинаров и вебинаров, посвященных развитию научно-исследовательских работ в области дорожного строительства, инновационным методам испытаний строительных материалов.